Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия «Школа педагогического развития» (далее – Программа).
Разработчики Программы.
Педагогический коллектив школы, методический совет, администрация МОУ «Лямбирская СОШ № 2».
Исполнители Программы.
Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы.
Научно-методические основы Программы.
При подготовке Программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи, имеющиеся в реализуемых школой образовательных программах.
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
Нормативное основание программы развития, принципы ее реализации.
Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования. Программа развития МОУ «Лямбирская СОШ №2» разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). Ее идеи тесно связаны с республиканскими, муниципальными целевыми программами образования. Программа развития школы определяет цели воспитания и образования с учетом приоритетов и стратегии государственного образования в государственной политике, помогает построить концепцию развития, наметить и структурировать приоритетные проблемы, разработать направления, задачи, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 7 лет.
Программа развития призвана определить стратегию обновления общеобразовательной организации, создать организационную структуру и механизм ее реализации. Стратегия развития определяется решением следующих задач:
• Обновление деятельности отдельных звеньев общеобразовательной организации;
• Введение модульных изменений, то есть нововведений, не связанных между собой различных педагогических систем на 1, 2, 3-й ступенях обучения обучающихся;
• Полная реконструкция всех звеньев общеобразовательной организации.
Цели и задачи Программы.
Цель: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Задачи Программы:
• обеспечение прав ребёнка на качественное образование;
• изменение методов, технологий обучения, расширение информационно- коммуникационных технологий, способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению;
• формирование исследовательских умений и навыков, УУД у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов;
• построение образовательной практики с учетом региональных, социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, краю, России;
• совершенствовать организацию учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
• систематизировать работу по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения;
• развитие органов ученического самоуправления, детской общественной организации.
Основные принципы программы развития школы.
Принцип гуманизации предполагает: реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства.
Принцип сотрудничества - построение взаимоотношении в школе на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении учителей, повышающих уровень самооценки учеников, на взаимном уважении и доверии учителей, обучающихся и родителей в соответствии с принципами ненасuльственного общения.
Принцип развивающего обучения предполагает: отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования обучающихся; развитие умственных способностей; использование новейших педагогических технологий, с помощью которых формируются навыки рационального умственного труда.
Принцип целостности предполагает: построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания обучающихся; создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
Принцип междисциплинарной интеграции содержит выход на смежные науки, координацию курсов на основе этого принципа. Здесь можно говорить о двух уровнях: интеграция внутри самого предмета и интеграция внешняя, предполагающая передачу выходящих за рамки предмета отдельных элементов в другие курсы вплоть до создания междисциплинарных курсов.
Принцип системности предполагает преемственность знаний, т.е. «родственные» отношения повторения и учения на всех ступенях образования.
Принцип вариативности. Поскольку одной из задач обучения в школе является комплексное образование, дающее возможность выпускникам поступить в вузы: гуманитарного, социально-экономического, естественно-научного, медицинского профилей, то система обучения и программой должны быть обеспечены факультативные и специализированные курсы, интегрирован принцип вариативности программ и учебной литературы, подачи материала.
Приоритетные направления Программы.
• Формирование ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, социального опыта и опыта личности, основных видов деятельности обучающегося: ценностно-смысловой, трудовой, личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной, информационной.
• Реализация потенциальной эффективности информатизации в рамках интеграции учебно-воспитательного процесса, внедрение информационно-коммуникационных технологий.
• Разработка системы школьных стандартов и критериев оценки результативности повышенного образования обучающихся, классов разной профильной направленности, повышение качества образования.
• Организация информационно-диагностической деятельности, содействующей позитивной самореализации.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
• обеспечение высокого качества образования;
• качественное обновление содержания общего образования;
• расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся;
• удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
• совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников МОУ « Лямбирская СОШ №2»;
• повышение ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся;
• создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;
• создание здоровых и безопасных условий труда и обучения;
• развитие материально-технической базы;
• повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием;
• повышение эффективности государственно-общественных форм управления
Срок действия Программы - 2021-2027 гг.
Ресурсное обеспечение реализации Программы.
Учреждение обеспечено кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.
Объём и источники финансирования Программы.
Бюджетное и внебюджетное финансирование, дополнительные платные образовательные услуги. Федеральный бюджет, добровольные пожертвования.
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.
Внутренний мониторинг проводит социально-психологическая служба, администрация.
Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.