Курсы повышения квалификации - это мероприятие по обучению обычно проводят в специальных учебных центрах. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.
На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.
Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.
Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.
Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:
- состав преподавателей;
- насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
- стоимость курсов;
- отзывы тех, кто уже проходил обучение.
Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливают сами работодатели. На практике, как правило, педагогические работники повышение квалификации проводят не реже одного раза в 3 года на протяжении всей трудовой деятельности работника организации.
Повышение квалификации
Повышение квалификации
Повышение квалификации – это один из видов профессионального обучения работников организации, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.
Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.
Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.
Приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ФГОСов к уровню компетентности работников.
Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.
В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд организации.
Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.
Согласно требованиям законодательства, образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:
- диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;
- свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;
- удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.
Виды и формы повышения квалификации
Повышение квалификации подразделяется на три вида:
- Краткосрочное повышение квалификации;
- Проведение тематических семинаров;
- Длительное повышение квалификации.
Краткосрочное повышение квалификации.
Время занятий составляет менее 72 часов. Краткосрочное повышение квалификации - это тематическое обучение по вопросам конкретного направления.
Проведение тематических семинаров
Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.
Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, учреждения.
Длительное повышение квалификации
Время занятий составляет от 100 до 500 часов. Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.
В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами организации) и внутреннее (в пределах организации).
Виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.
Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
К методам внешнего повышения квалификации относятся:
- Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.
- Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.
- Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.
- Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.
- Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.
- Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.
- Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.
- Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.
Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, от квалификации преподавателей и целей процесса.
К методам обучения на рабочем месте относятся:
- Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.
- Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса.
- Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.
- Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.
- Ротация. Сотрудника переводят внутри организации в другую комиссию, комитет, рабочую группу. Очень популярная в настоящее время методика.
- Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.
- Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.
- Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в профессиональной подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.
Ответственный за организацию дополнительного проф образования
Курсы повышения квалификации
- Форма обучения
- Заочная
- Категория
- Начальная школа
- Длительность курса
- 44 часа
- Форма обучения
- Заочная
- Категория
- Филология, естественно-научные предметы, общественно-научные предметы, искусство
- Длительность курса
- 44 часа
- Форма обучения
- Очная
- Категория
- Филология
- Длительность курса
- 100 часов